Логопедическая ритмика в физическом воспитании развивает у детей двигательную сферу: тренирует чувство равновесия при ходьбе, беге и прыжках, способность ориентироваться в пространстве, развивает быстроту, силу, ловкость, движения кистей и пальцев рук.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.
Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако несложные упражнения могут выполнять с детьми родители дома.
С целью повышения двигательной активности, а также с целью укрепления дыхательной системы у детей хорошо использовать элементы логоритмики с дыхательными упражнениями. Тематика игровых упражнений может быть различна, в соответствии с комплексно – тематическим планированием, например, «Осенний лес», «Лесные звери», «В гости в сказку», «Зима», «В гости к елочке», «В снежное царство», «Наша армия», «Космонавты», «Весна», «Поезд».
Сначала дети знакомятся со словесным сопровождением, выполняют упражнения по показу, затем произносят словесный материал вместе с выполнением упражнений.
В результате использования элементов логоритмики в физическом воспитании оказывает трехстороннее влияние на развитие ребенка, его интеллектуальной сферы, психической и физической
Логоритмические упражнения
(ходьба на носках в среднем темпе, руки за головой)
1. Мы веселые ребята
Наше имя-медвежата.
Любим, лазать и метать,
Любим, прыгать и играть
(ходьба в глубоком приседе)
2. Мишка шел, шел, шел,
Землянику он нашел.
Он присел, попыхтел,
Землянику всю он съел.
(ходьба с высоким подниманием бедра, поворотом на 360 градусов)
3. Мишка шел, шел, шел,
К тихой речке он пришел.
Сделал полный поворот,
Через речку пошел вброд.
(прыжки с продвижением вперед)
4. Мишка шел, шел, шел,
На лужайку он пришел.
Он попрыгал на лужайке,
Быстро, ловко, словно зайка.
Летел по небу шар,
(показываем руками движения крыльев, показать пальцем вверх, рисуем круг в воздухе двумя руками сверху вниз).
По небу шар летел
(показать пальцем вверх, рисуем круг в воздухе двумя руками сверху вниз и движения крыльев).
И знаем мы, что этот шар,
Рисуем круг в воздухе двумя руками сверху вниз).
До неба долетел.
(показать пальцем вверх и движение крыльев).
Играем четыре раза: 1-й раз - произносим все слова с движениями; 2-й раз- не произносим слово шар, но все движения выполняются; 3-й раз – не произносим слова шар и небо, но все движения выполняются; 4-й раз – не произносим слова шар, небо, летел, но все движения выполняются. Слова шар, небо, летел показываем артикуляцией губ.
Левченя Н.М., руководитель физического воспитания
Литература:
Харитонова, Е.А. Логопедическая ритмика: курс лекций / Е.А.Харитонова. - Витебск: ВГУ имени П.М.Машерова, 2021 - 44 с.