Фонематический слух - основа правильной речи
Умение правильно и четко различать звуки речи – способность фонематического слуха – является основой для понимания смысла сказанного, основой правильной речи, как устной, так и письменной.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить.
Когда же начинать развивать фонематический слух?
Прямо с рождения. Да, именно с рождения мы начинаем этот длительный процесс. Когда учим повторять и различать слова и звукоподражания. Помните, как разговаривают с грудничками? Спрашивают у малыша:
- Как говорит кошка? (Мяу, мур-р)
- Как стучит папа в дверь? (Тук-тук)
- Как едет машина? (У-у-у, др-р-р)
- Как говорит водичка? (С-с-с, кап-кап)
Все эти звукоподражания формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки. Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять.
Игры для развития слухового внимания и фонематического слуха:
Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?
Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?
Взрослый произносит ряд звуков или слов. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук или слово с заданным звуком.
Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный звук, например, звук [м].
Чтобы подробно ознакомиться с материалом откройте на своем устройстве сканер QR-кодов или просто включите камеру и наведите ее на QR-код.
Быковская Д.Д., учитель-дефектолог
Интернет- источник