Меньше картинок, больше слов
В какой-то момент вы поймете, что нужно пополнять библиотеку более содержательными изданиями. Но и от любимых книжек-малюток пока не избавляйтесь. Хорошо, когда после чтения сложного текста ребенок может отдохнуть, послушав что-то простое и знакомое. Первые книжки пригодятся и при обучении чтению.
В книгах для детей двух-трех лет уже не каждое предложение сопровождается иллюстрацией, и, значит, ребенку приходится что-то додумывать и представлять самостоятельно. Для многих детей это достаточно сложно. Но если сам ребенок не протестует против чтения новой книги, внимателен и заинтересован, не стоит от нее отказываться. Однако вы можете помочь малышу в освоении книг с большим количеством текста.
Читая, время от времени делайте отступления и разъясняйте непонятные слова. Только не слишком часто отвлекайтесь, так как ребенку будет трудно уследить за сюжетом. Если в книге идет речь о незнакомых вещах или явлениях, картинка поможет лучше объяснений. Поэтому полезно запасаться различными дидактическими материалами на карточках или плакатах. Например, при чтении рассказов натуралистов незаменима карта с животным и растительным миром Земли. На ней можно не только найти упоминаемых в книге представителей флоры и фауны, но и увидеть места их обитания. Не забывайте и еще об одном неиссякаемом источнике информации — Интернете.
Однако пояснение незнакомых слов не всегда уместно. Есть книги с необыкновенным звучанием (сказки Пушкина, рассказы Ушинского), в которых непривычный стиль и непонятные термины не мешают ребенку почувствовать красоту русской речи.
Если малыш любит мультфильмы, они также помогут перейти к чтению трудных книг. Лучший пример — русские мультфильмы про Винни-Пуха. После нескольких просмотров и трехлетка с удовольствием будет слушать первые главы этой замечательной книги. Но в мультфильмах, даже более, чем в книгах, важно хорошее качество (не только анимации, но и текста).
В некоторых случаях проще при чтении заменять непонятные слова знакомыми ребенку синонимами. При первых прочтениях можно немного сокращать и упрощать текст.
Нередко малышу трудно понять и представить то, чего он сам никогда не делал и не видел. А бывает, что описанные действия знакомы ребенку, но он не знает, как они называются. Поэтому сначала предложите малышу новую игру или занятие, а потом сразу читайте о нем. Если это невозможно, попробуйте ненадолго прервать чтение и напомнить похожую ситуацию из жизни крохи. Точное совпадение опыта ребенка с сюжетом рассказа не обязательно, скорее всего, даже несколько похожих деталей не оставят малыша равнодушным: "И я был на море! Помнишь, я тоже боялся врача? Смотри, велосипед совсем как у меня!" Сочувствие и сопереживание героям.
Неволина В.В., учитель дефектолог ГУО «Михановичский детский сад №2»
Интернет - источник