«Хочу Все Знать»
Программа имеет развивающую направленность и призвана способствовать созданию условий для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.
Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы "заземляет" негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим - успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. На песочном полигоне можно дать волю своей буйной фантазии. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: фигурные куличики, домики, гаражи, дворцы, города, скульптуры! Сложность песочной конструкции возрастает с мастерством юного архитектора.
Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека.
Новизна программы определяется тем, что в ней практически реализован подход к организации образовательной деятельности с использованием интерактивной песочницы. Перенос традиционных педагогических занятий в интерактивную песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с интерактивным песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Занятия в песочнице уменьшают невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.
Цель программы:
развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.
Задачи:
- Укрепить у ребенка чувство доверия к окружающему миру;
- Усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- Способствовать развитию мелкой моторики и речи;
- Способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях;
- Способствовать развитию познавательных функций (внимание, слуховая память, воображение);
- Сформировать навыки умения слушать говорящего.
Программа рассчитана на 1 год реализации, 33 занятия. Содержание занятий и подбор упражнений зависит от индивидуальных особенностей детей. Продолжительность занятий 30 мин и периодичность 1 раз в неделю. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.
Целевая группа: занятия ориентированы на детей дошкольного возраста 4-5, 5-6 лет.
Ожидаемые результаты:
- Дети становятся более доверчивы к окружающему миру.
- У детей повысится интерес к узнаванию нового, желание экспериментировать.
- Мелкая моторика развита в соответствии с возрастом.
- Ребенок способен адекватно реагировать в различных ситуациях.
- Познавательные функции развиты на более высоком уровне.
- Ребенок способен слушать своего собеседника.
Педагог: Казакова Светлана Валерьевна, педагог-психолог, стаж работы более 20 лет, высшая квалификационная категория, высшее образование